Click to listen highlighted text!

«Поезд милосердия»

В преддверии дня железнодорожника Коношский районный краеведческий музей предлагает Вашему вниманию виртуальную выставку «Поезд милосердия», рассказывающую о военно-санитарном поезде № 312.

Военно-санитарный поезд (ВСП) — специальный  железнодорожный состав, предназначенный  для эвакуации и оказания медицинской помощи раненым и больным в ходе военных действий, имеющий в своём составе паровоз (тепловоз), специально оборудованные вагоны для перевозки и лечения пострадавших, а также вспомогательные вагоны, такие как вагоны-операционные, кухни, аптеки, вагоны для персонала, вагоны-морги и тому подобное.

В годы Великой Отечественной войны такие поезда перевезли миллионы раненых и больных. Они были своеобразными госпиталями на колесах, где целыми сутками, не зная отдыха, врачи и медсестры работали у операционных и перевязочных столов. Санитарные поезда требовались медицинской службе каждого фронта, каждой армии. Это были кровеносные сосуды, связывающие медиков фронта и тыла. 

Военно-санитарный поезд № 312
Военно-санитарный поезд № 312

Одним из наиболее известных военно-санитарных поездов, курсировавших в годы Великой Отечественной войны, стал поезд № 312. Его коллектив внёс десятки рационализаторских предложений по организации перевозки раненых, превратив поезд в образцовое лечебное учреждение. Мы постарались собрать самые интересные факты о жизни поезда.

В первые дни после начала ВОВ народный комиссариат путей сообщения дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов (из них 150 постоянных и 138 временных). Для этих целей выделили шесть тысяч вагонов и определили штат железнодорожников. За 6 месяцев 1941 года на Вологодском паровозовагоноремонтном заводе было сформировано 29 постоянных и временных поездов, приписанных к распределительному-эвакуационному пункту (РЭП) 95. Волею судеб первым стал поезд № 312. Он вышел в свой первый рейс 26 июня 1941 года.

Работник завода Курилов вспоминал: «По-военному суховатым был торжественный момент передачи поезда… Начальник завода  Козлов обратился к коллективу поезда с напутственным словом, а я как старший инженер спецотдела завода передал ключи начальнику поезда Даничеву. Последняя проверка автотормозов, ходовой части, и «поезд милосердия» вышел за ранеными на Западный фронт».

Иван Алексеевич Порохин, парторг поезда, вспоминал: «26 июня 1941 года поезд вышел за ранеными на Запад. 4 июля мы прибыли в Псков и оказались в зоне боевых действий. Немецкая авиация и артиллерия била по городу. Рушились дома. Пылала нефтебаза и продовольственные склады. Дороги были забиты нашими войсками, с боями, отходившими на Восток. Враг бил по войскам и мирным жителям. Немецкие самолёты выпускали пулемётные очереди даже по детям, бежавшим по полям. Мы простояли под бомбёжкой три дня. Других санитарных поездов там уже не было. Принимали раненых бойцов, прибывших с поля боя без первичной (медицинской) обработки. Наши санитары и сёстры снимали с них окровавленные гимнастёрки и брюки, резали на перебитых израненных ногах сапоги, полные крови, обрабатывали раны. Трое хирургов в вагоне делали неотложные операции. За эти дни было сделано 150 операций. Под обстрелом и бомбёжкой в поезд было погружено свыше девятисот раненых и больных…»

Иван Алексеевич Порохин

 

Схема рейсов ВСП-312

За четыре военных года – с июля 1941 по декабрь 1945 года — ВСП № 312 совершил 53 рейса на все фронта, пройдя 200 тысяч километров, то есть расстояние, равное пяти кругосветным маршрутам. За это время поездом было перевезено более 25 тысяч раненых.

 

Военно-санитарный поезд № 312 состоял из 19 вагонов. Вот что представляли собой вагоны санитарного поезда.

Первым стоял вагон-склад – багажный вагон. Вагон был разделён на две половины: в одной хранили грязное белье (позднее располагалась прачечная), во второй было оборудовано стойло для поросят.

Вторым шёл вагон-электростанция. Он был предназначен для централизованного питания электроэнергией пассажирского состава. Здесь находился нефтедвигатель, под вагоном располагались аккумуляторные батареи. Впоследствии здесь же располагалась жестяная мастерская. Во второй половине вагона размещался склад продуктов.

Вагон-ледник для хранения скоропортящихся продуктов – своеобразный «термос» с двойными стенками, между которыми набивался войлок или опилки. Пол в леднике устилался толстым слоем ледниково-соляной смеси. Ее меняли на станциях по мере необходимости на льдопунктах.

Следом за ледником располагался вагон-кухня, в котором был варочный зал с печью и четырьмя котлами, а также подсобные помещения для хранения продуктов и подготовке их к приготовлению.

Следующий служебный вагон – штабной. Это был так называемый «мягкий» вагон, в каждом купе  располагался кабинет начальника одной из служб поезда. Одна стена в купе освобождалась от полок, их место занимал стол и навесные шкафчики – для того, чтобы можно было и работать, и отдыхать. Кроме того, в штабном вагоне располагались комната для совещаний и радиоузел.

Вагон для проживания команды был обычный, «жесткий». Для удобства проживания персонала здесь были устроены удлиненные откидные столики, между второй и третьей полкой подвешены шкафчики. В конце вагона, вдоль боковых полок установлены вешалки для верхней одежды.

Дальше располагались вагоны для легкораненых – обычные «жесткие» плацкартные вагоны.

Следующий вагон – аптека-перевязочная. В одном купе размещалась аптека, в другом – оборудован уголок для занятий лечебной физкультурой. Во второй половине вагона располагалась перевязочная или малая операционная. Кроме них в вагоне находился санпропускник – место для оказания первичной санитарной обработки раненых и дезинфекции их имущества, отделение для стерилизации инструментов, перевязочных материалов и белья, медицинский пост и котельная.

Дальше шли вагоны для тяжелораненых: пассажирские вагоны со снятыми внутренними перегородками.

Хвостовым был вагоном — изолятор, в котором были предусмотрены два отделения для инфекционных больных и два хозяйственных блока.

За четыре года существования военно-санитарного поезда № 312 его команда смогла сделать из него такой госпиталь, в котором не только обеспечивалось комплексное непрерывное лечение раненых, но и были созданы для них максимально комфортные условия пребывания. Коллектив поезда внёс десятки рационализаторских предложений по организации перевозке раненых, превратив поезд в образцовое лечебное учреждение. Когда ВСП № 312 прибывал на станцию, его всегда старались поставить на первый путь — настолько он был красивым и ухоженным.

Чистота и образцовый порядок были визитной карточкой поезда. И каждый санитар, каждый проводник, каждая медсестра старались сделать «свой» вагон самым лучшим: вязали для наволочек прошивки с надписью «ВСП-312», расписывали разноцветными красками салфетки, украшали вышивкой занавески. Из воспоминаний сандружинницы Валентины Лиходкиной: «Иван Алексеевич Порохин нам говорил: «Постарайтесь сделать так, чтобы бойцы почувствовали себя в родном доме».

Самым красивым был вагон-аптека, в котором находилась перевязочная, он задавал «тон» остальным вагонам. Никто не верил, что вагон побывал под бомбежкой. На всех окнах, даже в туалете, висели белоснежные занавески с вышивкой ришелье, на дверях – вышитые портьеры, на лампах и душевых точках – абажуры, у окон стояли цветы. Все столики и полки застелены вышитыми салфетками, в душевой, где раненые ждали перевязки, стоял диван с белым чехлом.

Свою лепту в выздоровление раненых вносили работники вагона-кухни. Каждый день во время рейса готовилось не менее 5 диетических столов. Так как не всегда на станциях можно было достать белый хлеб, повара выпекали булочки. Чтобы в меню ввести больше овощей и при этом не давать дополнительную нагрузку на кухонных работников, неутомимый Иван Алексеевич Порохин придумал и сконструировал механическую и ручную картофелечистки.

Чтобы разнообразить рацион раненых в поезде завели поросят. За 2,5 года команде удалось получить почти тонну свинины. Весной 1943 года к начальнику поезда подошла медсестра Маруся Чащина: «Один раненый хочет луку и редиски, а другой просит вареное яйцо. Что делать?» Зелени и яиц в поезде не было, и взять их было негде – поезд третьи сутки шел выжженной степью. Решили организовать птичник и огород. На крыше вагон-ледника сделали грядки, установили ящики с землей, высадили лук, салат и редиску. Растения регулярно поливали, вскоре в рационе раненых появилась свежая зелень, а больные шутили, что грядки на вагоне – лучшая маскировка. В то же время завели кур и петуха – устроили их под вагоном-аптекой. Сначала боялись, что куры не будут нестись, но за полтора года куры снесли больше 900 яиц. Петух пел в положенное время, за что его прозвали «диспетчером». За время длительных стоянок работники поезда собирали грибы, ягоды, ловили рыбу.

Из-за того, что поезд зависел от планов ремонтных участков, от наличия специалистов, в ВСП № 312 стали производить текущий ремонт своими силами. Во время порожних рейсов в поезде были устроены небольшие мастерские – столярная, жестяная, портяжная, сапожная. Шили гимнастерки, брюки, рукавицы, ремонтировали обувь, изготавливали удобные шкафчики, полочки… За три года в поездной мастерской изготовили более 7000 жестяных изделий, заработав 26000 рублей.

Во время стоянок работники выходили в колхозы и совхозы – помогали теребить лён, убирать зерно, копать картошку. Заработанные средства частично тратили на закупку необходимых материалов для поезда, остальное направляли в помощь фронту.

Руководство РЭП-95 высоко оценивало заслуги команды поезда: в 1942 году ВСП № 312 был занесён на доску почёта РЭП-95, а в октябре 1942 года коллектив был награждён переходящим Красным знаменем РЭП-95, которое так и осталось в поезде до его расформирования.

Переходящее Красное Знамя РЭП-95
Переходящее Красное Знамя РЭП-95

Как признание выдающегося вклада в Победу и в спасение жизней многих тысяч раненых бойцов и командиров коллективу военно-санитарного поезда № 312 из Кремля пришла телеграмма с благодарностью от Верховного Главнокомандующего.

Телеграмма коллективу поезда из Кремля с благодарностью Верховного Главнокомандующего
Телеграмма коллективу поезда из Кремля с благодарностью Верховного Главнокомандующего

В конце 1945 года военно-санитарный поезд № 312 был расформирован.

В знак самоотверженного, до изнеможения, труда, героического сопротивления и в благодарность за тысячи спасённых жизней  в 2016 году на Вологодском вагоноремонтном заводе был открыт вагон-музей военно-санитарного поезда. В 2017 году в сквере перед зданием  вологодского областного медицинского колледжа установили памятник военно-санитарному поезду № 312, а во дворе привели в порядок березовую рощу, посаженную ещё ветеранами ВСП-312 в мае 1980 года.

Коношский районный краеведческий музей выражает искреннюю благодарность за предоставленные материалы для создания виртуальной выставки «Поезд милосердия» БПОУ ВО «Вологодский областной медицинский колледж»  (директор Кашникова О. В.) в лице Кукушкиной Ирины Агеевны, зав. музеем БПОУ ВО Вологодского областного медицинского колледжа и службе корпоративных коммуникаций Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в лице Сенченко Лилии Юрьевны, сотрудника службы корпоративных коммуникаций Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

 

Предметы медицинской направленности ХХ века из фондов Коношского районного краеведческого музея:

 

Спасибо за внимание! =)

Опубликовано 01. 08. 2020 г.

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика
Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; интернет-провайдер; источник откуда пришел на сайт пользователь; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает пользователь; ip-адрес; пол, возраст и интересы пользователя) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. (требование ФЗ №152 ч. (9) "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")
Даю согласие
Политика конфиденциальности
Click to listen highlighted text!